О колонизации (заселении людьми) красной планеты в последние годы говорят очень много. Но дело движется медленно. Потому что проблем пока больше, чем решений.
1. Деньги. Полёт на Марс – проект мегадорогой. На лунную программу «Аполлон» в прошлом веке США потратили 25 миллиардов долларов. Чтобы отправить на Марс красавца и марсохода Кьюриосити, потратили 3,2 миллиарда долларов. Дорога к Марсу будет стоить землянам гораздо дороже, ведь нужно отправить не одного космонавта, а сразу несколько, корабль оснастить всем необходимым для полёта и освоения новой местности. Даже примерно назвать стоимость путешествия пока невозможно.
2. Длительность полёта. Самый короткий путь до Марса – 55 миллионов км. Но небесные тела постоянно движутся по своим орбитам. Земля и Марс могут разбежаться на 401 миллион км. Поэтому и время полёта будет разным. Самый короткий маршрут был у аппарата Маринер-7 – всего 128 дней. Его «коллега» Марс Глобал Сервейор долетел до Красной планеты за 308 дней. Чувствуете разницу? А ведь всё это время люди будут в замкнутом пространстве и не в самых комфортных условиях.
3. Технология для двигателя. Сейчас все ракеты используют топливо, которое сгорая, даёт достаточно энергии для выведения их на орбиту. Для полёта на Марс эта технология теоретически подходит. Но есть риск, что топлива не хватит, если что-то пойдёт не по плану. Есть задумки обратиться к ядерным технологиям. Но пока они находятся в разработке.
4. Космический корабль повышенной комфортности. До настоящего момента на Марс добирались только беспилотники. Человеку нужны питание, вода, кислород, предметы первой необходимости. Все это надо брать с собой. Из-за этого масса межпланетного корабля возрастает.
Помимо удобства, он должен быть максимально безопасным. Ведь в космосе есть метеориты. На огромных скоростях даже крошечный «камушек» опасен! Значит, обшивка корабля должна быть бронебойной. А это утяжеляет корабль и усложняет его конструкцию.
5. Невесомость. Если нет силы притяжения, тело человека начинает меняться: кости становятся хрупкими, мышцы – слабыми. Поэтому на МКС космонавты проводят много времени на тренажёрах. Уже через 2 месяца в новых условиях организм космонавтов привыкает. Испытанием становится возвращение на Землю, туда, где каждое движение даётся с усилием.
Теперь представьте, как изменит человека 8-месячное путешествие на Марс? А ведь на Марсе есть гравитация, и там опять придётся подстраиваться под новые условия!
6. Радиация. На Земле нас от бомбардировки радиоактивных частиц защищает атмосфера и магнитное поле Земли. В космосе такого «щита» нет. Значит, космонавтам нужны такие скафандры, корабль и приборы, которые «глушат» радиацию. Иначе люди даже не долетят до конечного пункта.
7. Замкнутое пространство. Минимум полтора года в маленьком помещении среди одних и тех же людей, и никакой возможности побыть одному или увидеть родных – вот что такое полёт на Марс. Психологи для полёта на Марс тщательно отбирают в команду людей, которые легко находят общий язык с кем угодно. Но и это не гарантия, что космонавты уживутся друг с другом.
8. Мягкая посадка. Сесть на поверхность Марса будет не так просто, как кажется. Виновата атмосфера Марса: тонкая, высотой всего 11,1 километра (у Земли — 118) и разреженная (газа в ней в 100 раз меньше, чем на нашей планете). Космическому аппарату будет сложно затормозить: сопротивления воздуха почти не будет, не поможет и парашют. Придётся использовать либо ракетные тормоза (а это дополнительное топливо), либо воздушные «подушки», из‑за которых судно несколько раз подскочит словно мяч. Что с ним будет после такой «посадочной гимнастики», не известно.
9. Условия на Марсе нечеловеческие. Дышать там нечем: атмосфера в основном состоит из углекислого газа. Так что пробежаться голыми пятками по марсианским полям не получится. Только скафандр спасёт от удушения. Давление там низкое. Поэтому газы в нашей крови быстро превратятся в пузырьки, и кровь «закипит». Если от этой опасности убережёт скафандр, то всё равно жидкости в организме будут течь медленно. Первое, что испортится, - зрение. В скафандре и в очках – вот как будет выглядеть первый колонизатор Марса.
На Марсе холодно – -63°С! Даже на полярной станции «Восток» в Антарктиде теплее – -55°С. Из‑за атмосферы Марса скафандр будет остывать быстрее, чем в открытом космосе. Можно, конечно, отправиться на экватор: там днём целых +21°С. Но вот беда: ночью температура падает до -62°С.
10. Пыль и пылевые бури. Пыль на Марсе мелкая. Она быстро забивается во все щели. В жилом модуле от неё придётся спасаться плотными герметичными дверями. Если она попадёт в лёгкие, это прямой путь к болезням.
Поскольку температура на планете скачет, как на американских горках, пылевые бури на Марсе даже не сравнить с земными. Ветер со скоростью 100 м/с поднимает тонны частиц, которые налипают на солнечные батареи и закрывают свет на несколько недель. Так, например, погиб марсоход Оппортьюнити.
Скорее всего, полёт на Марс будут разбивать на этапы, и человек будет подбираться к Красной планете пошагово.
1. Деньги. Полёт на Марс – проект мегадорогой. На лунную программу «Аполлон» в прошлом веке США потратили 25 миллиардов долларов. Чтобы отправить на Марс красавца и марсохода Кьюриосити, потратили 3,2 миллиарда долларов. Дорога к Марсу будет стоить землянам гораздо дороже, ведь нужно отправить не одного космонавта, а сразу несколько, корабль оснастить всем необходимым для полёта и освоения новой местности. Даже примерно назвать стоимость путешествия пока невозможно.
2. Длительность полёта. Самый короткий путь до Марса – 55 миллионов км. Но небесные тела постоянно движутся по своим орбитам. Земля и Марс могут разбежаться на 401 миллион км. Поэтому и время полёта будет разным. Самый короткий маршрут был у аппарата Маринер-7 – всего 128 дней. Его «коллега» Марс Глобал Сервейор долетел до Красной планеты за 308 дней. Чувствуете разницу? А ведь всё это время люди будут в замкнутом пространстве и не в самых комфортных условиях.
3. Технология для двигателя. Сейчас все ракеты используют топливо, которое сгорая, даёт достаточно энергии для выведения их на орбиту. Для полёта на Марс эта технология теоретически подходит. Но есть риск, что топлива не хватит, если что-то пойдёт не по плану. Есть задумки обратиться к ядерным технологиям. Но пока они находятся в разработке.
4. Космический корабль повышенной комфортности. До настоящего момента на Марс добирались только беспилотники. Человеку нужны питание, вода, кислород, предметы первой необходимости. Все это надо брать с собой. Из-за этого масса межпланетного корабля возрастает.
Помимо удобства, он должен быть максимально безопасным. Ведь в космосе есть метеориты. На огромных скоростях даже крошечный «камушек» опасен! Значит, обшивка корабля должна быть бронебойной. А это утяжеляет корабль и усложняет его конструкцию.
5. Невесомость. Если нет силы притяжения, тело человека начинает меняться: кости становятся хрупкими, мышцы – слабыми. Поэтому на МКС космонавты проводят много времени на тренажёрах. Уже через 2 месяца в новых условиях организм космонавтов привыкает. Испытанием становится возвращение на Землю, туда, где каждое движение даётся с усилием.
Теперь представьте, как изменит человека 8-месячное путешествие на Марс? А ведь на Марсе есть гравитация, и там опять придётся подстраиваться под новые условия!
6. Радиация. На Земле нас от бомбардировки радиоактивных частиц защищает атмосфера и магнитное поле Земли. В космосе такого «щита» нет. Значит, космонавтам нужны такие скафандры, корабль и приборы, которые «глушат» радиацию. Иначе люди даже не долетят до конечного пункта.
7. Замкнутое пространство. Минимум полтора года в маленьком помещении среди одних и тех же людей, и никакой возможности побыть одному или увидеть родных – вот что такое полёт на Марс. Психологи для полёта на Марс тщательно отбирают в команду людей, которые легко находят общий язык с кем угодно. Но и это не гарантия, что космонавты уживутся друг с другом.
8. Мягкая посадка. Сесть на поверхность Марса будет не так просто, как кажется. Виновата атмосфера Марса: тонкая, высотой всего 11,1 километра (у Земли — 118) и разреженная (газа в ней в 100 раз меньше, чем на нашей планете). Космическому аппарату будет сложно затормозить: сопротивления воздуха почти не будет, не поможет и парашют. Придётся использовать либо ракетные тормоза (а это дополнительное топливо), либо воздушные «подушки», из‑за которых судно несколько раз подскочит словно мяч. Что с ним будет после такой «посадочной гимнастики», не известно.
9. Условия на Марсе нечеловеческие. Дышать там нечем: атмосфера в основном состоит из углекислого газа. Так что пробежаться голыми пятками по марсианским полям не получится. Только скафандр спасёт от удушения. Давление там низкое. Поэтому газы в нашей крови быстро превратятся в пузырьки, и кровь «закипит». Если от этой опасности убережёт скафандр, то всё равно жидкости в организме будут течь медленно. Первое, что испортится, - зрение. В скафандре и в очках – вот как будет выглядеть первый колонизатор Марса.
На Марсе холодно – -63°С! Даже на полярной станции «Восток» в Антарктиде теплее – -55°С. Из‑за атмосферы Марса скафандр будет остывать быстрее, чем в открытом космосе. Можно, конечно, отправиться на экватор: там днём целых +21°С. Но вот беда: ночью температура падает до -62°С.
10. Пыль и пылевые бури. Пыль на Марсе мелкая. Она быстро забивается во все щели. В жилом модуле от неё придётся спасаться плотными герметичными дверями. Если она попадёт в лёгкие, это прямой путь к болезням.
Поскольку температура на планете скачет, как на американских горках, пылевые бури на Марсе даже не сравнить с земными. Ветер со скоростью 100 м/с поднимает тонны частиц, которые налипают на солнечные батареи и закрывают свет на несколько недель. Так, например, погиб марсоход Оппортьюнити.
Скорее всего, полёт на Марс будут разбивать на этапы, и человек будет подбираться к Красной планете пошагово.
Вот как выглядит Марс «глазами» Кьюриосити. Фото NASA/JPL-Caltech/MSSS.
На вершинах песчаных дюн на Марсе намерзает лёд. Фото NASA/JPL-Caltech/University of Arizona.